25.11.2014 Аграрная партия России совместно с АККОР направила предложения по мерам стимулирования развития интеграции КФХ с крупными предприятиями в соответствии с протоколом Председателя Правительства РФ

С учетом того, что государством поставлена задача обеспечить продовольственную независимость страны с одновременным  сохранением и развитием сельских территорий, на передний план выходит выстраивание диверсифицированной модели аграрной экономики, при которой в крупные производственные системы встроен малый бизнес. Для того, чтобы стимулировать эти процессы, целесообразно оказывать государственную поддержку  тем крупным предприятиям, которые предусматривают развитие интеграционных процессов с КФХ и другими малыми формами хозяйствования.

Развитие интеграции фермерских хозяйств, микропредприятий и других малых форм хозяйствования с крупным бизнесом следует предусмотреть по двум направлениям:

 - вертикальная интеграция крупного производства, переработки и торговли  с МФХ,

- развитие межрегиональной сельскохозяйственной потребительской кооперации и выстраивание партнерского сотрудничества  между  кооперативом  и  крупной перерабатывающей, торговой  или логистической компанией.

Направления развития интеграции малых форм хозяйствования с крупными предприятиями, осуществляющими производство и переработку сельскохозяйственной продукции, можно представить по блокам:

I. Откормочные комплексы – фермерские и личные подсобные хозяйства

Стимулирование  проектов в мясном скотоводстве, предполагающих строительство ферм и откормочных площадок в рамках семейных ферм и личных подсобных хозяйств. Со стороны крупного интегратора осуществляется обеспечение молодняком, поставка кормов, ветеринарное обслуживание и производится заключительный этап откорма.

 Такие проекты должны предусматривать создание специальных производственных участков (ферм) по содержанию коров мясных пород с телятами, откармливаемыми до определенной кондиции, а также специальную крупногабаритную откормочную площадку (фидлот) для заключительного откорма. Такая процедурная цепочка эффективно действует в США, Канаде странах Европейского союза и др.

Подобная интеграция не должна предусматривать навязывания условий фермерам. Она будет действенной лишь в том случае, если фермер или ЛПХ получат возможность влиять на формирование цены обратного выкупа животного. Вышеуказанную проблему можно решить за счет предоставления субсидий фермерским и личным подсобным хозяйствам на самостоятельное приобретение скота и его откорм. Кроме того, важно наделить фермеров землей для организации пастбищ.

Данный вид интеграции целесообразно применять также в птицеводстве и в свиноводстве. Крупные комплексы данных отраслей, реструктурируя свой бизнес, могут вкладывать инвестиции в создание первичных площадок, предоставляемых  семейным фермам в аренду с правом дальнейшего выкупа. На эти цели крестьянам могут предоставляться субсидируемые кредиты с государственной поддержкой.

За рубежом в мясном скотоводстве, свиноводстве, птицеводстве данный вид интеграции позволяет решать проблемы соблюдения крупными компаниями ветеринарных норм и требований, диверсифицировать экономику, снижать риски, обеспечивая устойчивость системы в целом.

                       II. Сельскохозяйственные потребительские кооперативы –
торговая сеть

Интеграция, связанная с созданием кластера и включением микро бизнеса через кооператив во взаимодействие с торговыми сетями.

Данный вид интеграции предусматривает реализацию мер стимулирования торговых сетей к вхождению ассоциированными членами в сельскохозяйственные потребительские снабженческо-сбытовые, перерабатывающие, торговые кооперативы с инвестиционной составляющей или создание совместных предприятий, учрежденных кооперативом и торговыми сетями с инвестиционной составляющей торговых сетей (пример – КФХ А.В.Саяпина в Калужской области и «Азбуки вкуса»).

В этом случае сельскохозяйственный кооператив с привлечением торгового инвестора должен обеспечить определенный объем поставляемой продукции, создать условия по ее хранению, переработке, фасовке и  доставке  в торговую сеть, выступающую  в данном случае инвестором.

  

III.  Перерабатывающие  предприятия –
малые формы хозяйствования

Интеграция перерабатывающих предприятий с малыми формами хозяйствования через увязывание государственной поддержки в виде субсидирования процентной ставки с условием обеспечения в общем объеме закупаемого сырья доли МФХ, соответствующей доле объема производства сельхозпродукции данным сектором в регионе.

Такая мера будет стимулировать перерабатывающие предприятия находить способы организации сбора и поставки сырья от малых форм хозяйствования. К ним можно отнести следующие:

-  организация сбора продукции, произведенной КФХ и ЛПХ, перерабатывающим предприятием самостоятельно (например, через свой приемный пункт или сбор молока у малых производителей молоковозом);

-  организованная поставка продукции на переработку через сельскохозяйственный потребительский кооператив, который должен войти в состав управления перерабатывающего предприятия;

-  акционирование перерабатывающего завода и вхождение фермеров и других малых сельхозпредприятий в качестве совладельцев предприятия;

-  вхождение перерабатывающего завода ассоциированным членом в сельскохозяйственной потребительский кооператив.

В целях развития данных направлений интеграции необходимо внести в Налоговый кодекс изменения, касающиеся уплаты НДС с переработанной продукции, сырье для которой поставляется плательщиками ЕСН.

 IV.  Оптово-логистические центры - малый бизнес

При строительстве оптово-логистических центров в рамках частно-государственного партнерства в случае, если данный центр имеет не кооперативную основу, предусмотреть меры, способствующие стимулированию ОЛЦ к работе с микро- и малым бизнесом.

В этой связи важно установить в качестве одного из критериев предоставления средств федерального бюджета на создание оптово-логистических центров в субъектах РФ минимальную долю закупки продукции и/или предоставления услуг малым формам хозяйствования и сельскохозяйственным потребительским кооперативам. Размер такой доли целесообразно зафиксировать, установив ее в соответствии с удельным весом продукции, производимой данными формами хозяйствования в конкретном субъекте РФ. Эта мера будет стимулировать бизнес выстраивать долгосрочные договорные взаимоотношения с фермерскими хозяйствами и  СХПК.

Следует предусмотреть возможность вхождения сельскохозяйственного потребительского кооператива в крупный логистический центр в качестве учредителя и/или вхождения ОЛЦ в сельскохозяйственный потребительский кооператив в качестве ассоциированного члена.

Важно отметить, что данные меры, способствуя решению острой проблемы реализации производимой малым агробизнесом продукции, не противоречат нормам ВТО.

V. Развитие племенного животноводства –

малые формы хозяйствования

С целью ускоренного повышения генетического потенциала и продуктивности ферм КФХ и ЛПХ, занимающихся разведением КРС молочного и мясного направления, поручить банкам с государственным участием и ОАО «Росагролизинг» выделить в отдельное направление кредитование и предоставление лизинга на приобретение малыми формами хозяйствования  эмбрионов КРС и других животных, произведенных от высокопродуктивных пород, имеющихся в крупных агрохолдингах и племенных предприятиях Российской Федерации.  

В рамках Государственной программы развития сельского хозяйства следует предусмотреть отдельной строкой в федеральном бюджете на условиях софинансирования с региональными бюджетами  субъектов РФ  компенсацию части стоимости эмбрионов КРС, приобретенных малыми формами хозяйствования.

 

 

 

 

БАНЕРЫ

Галерея фотографий